Если ребенок заикаться

12:12 Если ребенок заикаться

Если ребенок заикаться 

В систему воспитания заикающегося ребенка входит создание спокойной, доброжелательной обстановки, предполагающей в семье атмосферу взаимного уважения, доверия и любви. Он не должен быть свидетелем ссор между близкими, непозволительно его вовлекать в семейные конфликты в качестве участника.

Зачастую родители неправильно ведут себя при возникновении у ребенка запинок судорожного характера. Одни просят ребенка замолчать, другие требуют от него «правильной» речи. Рекомендуется доброжелательно и внимательно выслушивать ребенка, стараясь начать с ним фразу или договорить ее вместе с ним. Весь тон общения с ребенком должен быть постоянно ровным, доброжелательным. Родителям необходимо учитывать интересы ребенка, его тревоги и страхи. Например, дети при засыпании нередко просят не гасить свет, не оставлять их одних. Надо прислушаться к этим просьбам, успокоить ребенка, посидеть с ним рядом, пока он не заснет. Важно помнить, что насмешливое, неуважительное отношение к ребенку способствует развитию у него чувства собственной неполноценности, тревожной мнительности, общей неудовлетворенности.

Слишком строгая авторитарная система воспитания, запугивание, побои, излишняя требовательность отрицательно сказываются на воспитании заикающегося ребенка. Но и повышенная тревожность за состояние его здоровья, подавление его самостоятельности, стремление матери, бабушки сделать все за ребенка, отсутствие каких-либо требований, связанных с соблюдением дисциплины, также отрицательно влияют на формирование его личности.

Дети, не посещавшие ранее дошкольное учреждение, как правило, с большим трудом привыкают к новой обстановке, тем более дети младшего дошкольного возраста. Родители должны вселять в ребенка чувство уверенности, спокойствия по поводу предстоящих изменений жизненного уклада.

Речь родителей при общении с ребенком должна отвечать следующим требованиям:

  • отсутствие дефектов звукопроизношения;
  • хорошая артикуляция;
  • темп речи должен быть слегка замедлен;
  • звучание речи должно быть плавным, напевным, хорошо модулированным и интонированным.

Неправильная организация отдыха детей может повлечь за собой усиление заикания. Смена климатической зоны, отдых в обстановке, связанной с эмоциональным перенапряжением, долгая разлука с родителями (особенно с матерью) нежелательны. Всем членам семьи следует помнить о состоянии заикающегося ребенка и выполнять те требования, которые предъявляют к режиму его воспитания логопед и другие специалисты. Родителям необходимо напомнить, что режим их ребенка дома и в детском саду должен быть схож: в те же часы игра, отдых и сон.

Дома родители должны культивировать и поддерживать у ребенка положительное отношение к сотрудникам детского сада и детям, с которыми он там встречается. С ним необходимо вести беседы, с похвалой отзываясь о тех и других. Можно, например, сказать: «Мне очень понравилось у вас в группе. Всё так красиво. У вас добрые и ласковые воспитатели».

Постепенно, с помощью родителей и персонала, дети начинают привыкать к новой обстановке и окружающим людям. У некоторых детей этот процесс затягивается на несколько месяцев, и тогда от родителей и педагогов требуются дополнительные усилия, направленные на то, чтобы ребенок мог адаптироваться.  Например, если ребенок капризничает, собираясь в детский сад, дома отказывается от выполнения режимных моментов, нужно ласково и терпеливо изменить его настроение, не прибегая к жестким требованиям. Как дома, так и в саду ребенок должен постоянно ощущать, что его любят и всегда рады ему.

С сентября начинается подготовительный период занятий. Родителям объясняется его значение. Основную роль в это время играет режим ограничения речи.

В этот период необходимо ограничивать не только собственную речь ребенка, но и обращаемую к нему речь, однако делать это так, чтобы ребенок ни в коем случае не чувствовал себя в изоляции. Родители детей младшей группы нередко стимулируют их познавательную и речевую деятельность, тем самым, усугубляя речевой дефект. Режим ограничения речи предполагает использование простейших невербальных средств общения. Родители должны организовать игровую деятельность ребенка, принять в ней участие, направить игру в нужное русло, стараясь соблюдать режим. Так, надо попросить ребенка, чтобы он на обращенный к нему вопрос отвечал жестами, кивком головы, в крайнем случае, односложно. Родителей необходимо обучать так формулировать вопросы, чтобы ребенок, отвечая, мог использовать жестомимическую речь. В период ограничения речи дети учатся вместе с родителями «слушать тишину», прислушиваться к звукам за окном. Если они находятся на природе, то слушают шум ветра, пение птиц, скрип деревьев и т.п. Речь, которую заикающиеся дети могут слышать, должна быть эталонной, т.е. четкой по артикуляции, плавной и слегка замедленной по темпу, хорошо интонированной.

Велико коррекционное воздействие музыки для создания положительного, уравновешенного, спокойного эмоционального состояния ребенка. Можно прослушивать дома записи музыкальных произведений, используемых в саду, можно подбирать их и самим, но консультироваться при этом с логопедом. Спокойная, мелодичная, приятная музыка может звучать в то время, как ребенок играет со строительным материалом, мозаикой, конструктором, лепит, рисует, занимается аппликацией. (Эти занятия дают возможность сосредоточиться ребенку на производимых операциях и ограничить речевую деятельность.)

Однако, полностью исключить речевое общение с заикающимся ребенком трудно, поэтому рекомендуется такой его вид, как совместное с взрослым пение знакомых песен с плавной мелодией и доступным текстом. Можно свою речь делать более напевной, некоторые обращения к ребенку пропевать, побуждая его делать то же самое, превращая это в игру.

При организации речевого общения необходимо строить диалог с ребенком таким образом, чтобы он мог ограничиваться односложными ответами, используя при необходимости сопряженно-отраженные формы речи. И в дальнейшем вся речевая деятельность ребенка должна быть под их контролем, при этом следует руководствоваться рекомендациями логопеда.

В этот период особо организуются и прогулки ребенка. Он не должен общаться со сверстниками, которые непроизвольно могут вызвать его на вербальные способы общения. Взрослым нужно следить за ограничением речевой активности ребенка, гуляя в спокойном месте, лучше в лесопарковой зоне.

Что касается детей с плохим развитием моторики, необходимо уделить внимание формированию у них основных движений, заняться упражнениями в равновесии, ходьбе по перекладине, а также освоением танцевальных движений. Для развития мелкой моторики рук у детей родителям рекомендуется овладеть массажем предплечий и кистей рук, а также комплексом пассивной, затем и активной гимнастики, завершающейся упражнениями на синхронизацию движений пальцев и речи. Благотворно влияет на развитие мелкой моторики обучение навыкам самообслуживания (особенно застегивание и расстегивание пуговиц, молний и т.п.). В альбоме, выдаваемом детям на дом, имеются специальные упражнения для уточнения артикуляции имеющихся у детей звуков речи и для формирования отсутствующих. Развитию сильного длительного выдоха способствуют игровые упражнения: «Кто сидит на дереве?», «Кто прячется под листочками?», а также игры со специальными игрушками.

Особенно важна правильная тренировка фонационного дыхания. Под фонационным дыханием мы понимаем озвученный выдох. Если родители владеют игрой на музыкальных инструментах, то прекрасным упражнением для этого будет пение детских песенок с простым текстом.

Родителям заикающихся детей необходимо помнить о важности формирования внимания к речи собеседника. При передаче информации нужно посмотреть ребенку в глаза, заставив его сосредоточиться на сообщаемом материале, с целью понять его.

На речь заикающегося ребенка благотворно влияет прослушивание пластинок с записью стихотворений, потешек, сказок, рассказов в исполнении мастеров слова. Если родители владеют навыками выразительного чтения, то можно вслух читать детям соответствующую их возрасту литературу. При этом взрослые должны обращать внимание детей на красоту звучащей речи, на ее выразительность, напевность.

Таким образом, воспитание заикающегося ребенка требует от родителей в течение всего времени, пока речь ребенка не нормализуется, подчинения интересов всей семьи коррекционному процессу.

Учитель- логопед: Марченок Т.Ю.

Категория: Страничка учителя-логопеда | Просмотров: 191 | Добавил: Админ | Рейтинг: 0.0/0

Добавить комментарий